Религия
Армении
"Христианство
для армян подобно цвету кожи.
Его нельзя, как одежду, сбросить или сменить".
Проповедь христианства в Армении в I-III
веках
Сведения, относящиеся к
древнейшему периоду истории Армянской Церкви, малочисленны.
Основная причина этого заключается в том, что армянский
алфавит был создан только в начале V века. История первых
веков существования Армянской Церкви как Священное Предание
передавалась устно из поколения в поколение и лишь в V
веке была зафиксирована письменно в историографической
и агиографической литературе. Священное Предание не следует
отождествлять ни с мифами, ни с легендами, так как оно
имеет историческую основу.
Согласно Священному Преданию Армянской Церкви, первые
семена христианства были посеяны на земле Армении во времена
апостолов.
Ряд исторических свидетельств (на армянском, сирийском,
греческом и латинском языках) подтверждают тот факт, что
христианство в Армении проповедовали святые апостолы Фаддей
и Варфоломей, явившиеся, таким образом, основателями Церкви
в Армении и преданные мученической смерти по приказу армянского
царя Санатрука.
После Вознесения Спасителя один из Его учеников, Фаддей,
прибыв в Эдессу, исцелил царя Осроени Авгара от проказы,
рукоположил Аддея во епископы и отправился в Великую Армению
с проповедью Слова Божия. Среди множества обращенных им
ко Христу была дочь царя Санатрука Сандухт. За исповедание
христианства апостол вместе с царевной и другими новообращенными
приняли по приказу царя мученическую смерть в Шаваршане,
в гаваре Артаз.
Несколько лет спустя, в 29 году правления Санатрука, апостол
Варфоломей после проповеди в Персии прибыл в Армению.
Он обратил ко Христу сестру царя ВогуЬи и многих вельмож,
после чего по приказу Санатрука принял мученическую смерть
в г. Аребанос, который расположен между озерами Ван и
Урмия.
До нас дошел фрагмент исторического сочинения, повествующего
о мученичестве свв. Воскеанов и Сукиасеанов в Армении
в конце I - начале II веков. Автор ссылается на "Слово"
Татиана (II в.), который был хорошо знаком с историей
апостолов и первых христианских проповедников. Согласно
этому писанию, ученики апостола Фаддея во главе с Хрюсием
(греч. "золото", по-армянски "воски"),
бывшие римскими послами к армянскому царю, после мученической
смерти апостола обосновались у истоков реки Евфрат, в
ущельях Цахкеац. По воцарении Арташеса они, придя во дворец,
стали проповедовать Евангелие.
Будучи занят войной на востоке, Арташес попросил проповедников
вновь прийти к нему после его возвращения и продолжить
беседы о Христе. В отсутствие царя Воскеаны обратили в
христианство некоторых придворных, прибывших из страны
аланов к царице Сатеник, за что были преданы мученической
смерти царскими сыновьями. Обращенные в христианство аланские
князья покинули дворец и поселились на склонах горы Джрабашх,
где, прожив 44 года, приняли мученическую смерть во главе
со своим предводителем Сукиасом по приказу аланского царя.
В I веке распространению христианства в Армении способствовал
ряд внешних и внутренних факторов. Так, например, в то
время христианство получило широкое распространение в
соседних с Арменией странах: Каппадокии, Осроени и Адиабенэ,
торговые, политические и культурные связи с которыми создавали
благоприятные условия для распространения христианства
в Армении.
Кроме того, в I-III веках Малая Армения политически являлась
частью римской провинции Каппадокии, и вполне естественно,
что христианство могло через Малую Армению распространяться
в Великой Армении.
Важной предпосылкой к распространению христианства являлось
существование в Армении еврейских колоний. Как известно,
первые проповедники христианства обычно начинали свою
деятельность в тех местах, где находились еврейские общины.
Так, апостол Фаддей. прибыв в Эдесу. остановился в доме
некоего вельможи-еврея tубии. Еврейские общины существовали
в главных городах Армении: Тигранакерте, Арташате. Вагаршапате.Зареhаване
и др.
Тертулиан в книге "Против
иудеев" , написанной в 197 году. повествуя о народах,
принявших христианство: парфянах, лидийцах, фригийцах,
каппадокийцах,- упоминает и об армянах. Это свидетельство
подтверждает и блаженный Августин (+ 430) в своем сочинении
"Против манихеев".
В конце II - начале III веков христиан в Армении преследовали
цари Вагарш II (186-196). Хосров I (196-216) и их преемники.
Эти гонения описал епископ Каппадокийской Кесарии Фирмилнан
(230-268) в своей книге "История гонении на Церковь".
Евссвий Кссарийский упоминает о письме Дионисия. епископа
Александрийского. "О покаянии к братьям в Армении,
где епископом был Меружан" (VI, 46. 2). Письмо датируется
251-255 гг. Оно доказывает, что в середине III века в
Армении существовала организованная и признанная Вселенскою
Церковью христианская община.
Армения
христианская и первый её царь Трдат I
Проповедь
христианства в Армении в I - III веках
Принятие
христианства Арменией
Создание
армянского алфавита и перевод Библии
Защита
христианства от нападок Персии
наверх
| назад