Сделать стартовой
Новости
Армения
Обучение
Общение
Скачать
Прочее
Реклама

Статьи
Сегодня и завтра мобильной связи в России

Сегодня и завтра мобильной связи в России

30 марта начала свою работу 5-я Международная конференция «Мобильная связь в России. Тенденции и перспективы развития». На ней специалисты в области мобильной связи обсуждают и анализируют состояние мобильной связи в стране и определяют актуальные направления ее дальнейшего поступательного развития.

Российский рынок сотовой подвижной связи относится к наиболее динамичному сектору рынка телекоммуникаций страны, демонстрируя при этом феноменальные темпы роста, опережая даже быстроразвивающиеся рынки таких стран, как Китай и Индия. Количество абонентов мобильной связи в России превысило количество абонентов фиксированной связи. По статистическим данным, в 2003 году количество абонентов сотовой связи увеличилось по сравнению с 2002 годом примерно вдвое и составило 36,4 млн. человек, а уровень проникновения сотовой связи в 2003 году достиг 25%. По прогнозам Минсвязи России, количество абонентов сотовой связи в России в 2004 году увеличится еще на 50-70 % и достигнет 55-60 млн. человек.

В 2003 году основной вклад в увеличение числа абонентов сотовой связи в России внесли операторы сетей сотовой связи стандарта GSM. Услугами сетей GSM пользуются 95% абонентов всех сетей сотовой связи в стране. Произошло и географическое перераспределение интенсивности развития сотовой связи из столицы в регионы. Все это результат упорной работы операторов по стабилизации тарифной политики и увеличению трафика. Средняя стоимость минуты в настоящий момент составляет 11 центов.

По данным Госкомстата, выручка компаний телекоммуникационного сектора в 2003 году превысила показатель 2002 года на 27,5% и составила около 14 млрд. USD. Более трети общей суммы выручки было получено от услуг сотовой связи, что несколько превышает аналогичный показатель других европейских стран. Объясняется это, прежде всего, слабым уровнем развития сетей фиксированной связи в России, огромным потенциалом сотовой связи и неудовлетворенным спросом на ее услуги.

Объем продаж мобильных телефонов на российском рынке в 2003 году увеличился на 89% по сравнению с 2002 годом и составил 17 млн. аппаратов, сообщает международная исследовательская компания International Data Corporation (IDC). Розничные продажи мобильных аппаратов в РФ достигли 2,4 млрд. USD, говорится в сообщении IDC. В общей структуре поставок в количественном выражении, в частности, доля немецкой Siemens составила 23%, американской Motorola - 22%, финской Nokia - 20%, южно-корейских Samsung и LG - 13% и 8% соответственно.

Главной сенсацией стали слабые позиции мирового лидера индустрии Nokia, в России занявшей лишь третье место. На первом месте находится компания Siemens, а на второе вышла Motorola. Эксперты IDC объясняют это более гибкой ценовой политикой конкурентов финской компании, которая в мире является признанным лидером - каждая третья проданная трубка несет на себе логотип Nokia. Иначе говоря, сравнительно бедные (по сравнению с европейцами и американцами) россияне предпочитали более дешевые Siemens и Motorola, а те, кому важен имидж - Samsung и LG. В 2004 году, по прогнозу IDC, Motorola имеет все шансы выйти на первое место и поколебать многолетнюю гегемонию Siemens.

Nokia планирует выпустить в 2004 году 40 новых моделей мобильных телефонов. В четверг состоялось годовое собрание акционеров финской компании Nokia, крупнейшего мирового производителя мобильных телефонов. Глава Nokia Йорма Оллила сообщил акционерам, что в 2004 году компания планирует сохранить высокий уровень выпуска новых моделей. "В прошлом году Nokia выпустила рекордное количество новых моделей - 40, и мы полагаем, что примерно столько же мы выпустим и в 2004", - сказал Оллила.

Руководство Nokia не сделало в четверг никаких заявлений о прогнозах компании на первый квартал. Согласно имеющемуся прогнозу, в первом квартале доходы финской компании вырастут на 3-7 процентов по сравнению с тем же кварталом прошлого года.

Средняя розничная цена купленного мобильного телефона почти не изменилась по сравнению с 2002 годом и составила 142,5 доллара. Между тем, сохранился высокий спрос на самые экономные модели. В то же время тенденцией рынка стал рост продаж более дорогих моделей, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, говорится в сообщении IDC. Также отмечен рост продаж телефонов с цветным дисплеем - их было продано 25% от общего количества мобильных аппаратов. Поставки телефонов со встроенными камерами составили всего 6%. По оценкам экспертов IDC, в 2004 году в России может быть продано более 22 млн. сотовых телефонов, и считает, что после нескольких лет бурного роста российский рынок мобильных телефонов стабилизировался и стал одним из крупнейших в Европе.

Отчет IDC вызвал недоумение у компаний, торгующих телефонами в России. «Если данные по продажам в количественном и денежном выражении отображают реальную картину рынка, с учетом "серого" импорта, то распределение компаний-производителей по долям вызывает сомнение, - комментирует Кирилл Лубнин, руководитель службы по связям с общественностью группы компаний DIXIS. - При сопоставлении данных нашей компании с данными, приводимыми IDC, на продажи через DIXIS в 2003 году пришлось 7-8% рынка, а если учесть, что DIXIS продает только сертифицированное оборудование, то можно предположить, исходя из данного исследования, что мы заняли 10% рынка. Но в течение всего года мы испытывали дефицит в поставках оборудования компании Siemens. Наши заявки на поставку оборудования выполнялись в среднем на 60-70%, поэтому в общей доле продаж DIXIS эта компания-производитель не лидирует. Также возникает вопрос по компании Motorola. По данным исследования, эта компания занимает 2-е место в штучном выражении, но 4-е в денежном, исходя из этого, можно предположить, что средняя стоимость телефона Motorola в 2003 году должна была составлять не более 50 долларов. Это из разряда фантастики. По нашим данным, средняя розничная стоимость Motorola была порядка 115-120 USD».

IDC считает, что россияне явно обозначили свой интерес к телефонам с цветными дисплеями, ими был оснащен каждый четвертый проданный телефон. Между тем, прошлый год не стал годом мобильного телефона со встроенной камерой - доля этих моделей не превысила 6% от общего объема продаж. Россияне по-прежнему активно выбирали самые дешевые модели - средняя розничная цена приобретаемого мобильного телефона составила 142,5 USD, а наибольшей популярностью пользовались модели Siemens A50, Motorola C350 с цветным дисплеем, а также очень старая монохромная модель - Nokia 3310, знакомая россиянам уже несколько лет. Исключение составляли лишь жители Москвы и Санкт-Петербурга, проявившие интерес к более дорогим моделям. Такое положение дел не могло не огорчить ведущих производителей телефонов, старающихся увеличить свой доход за счет продаж более дорогих трубок.

Возможности сотовой связи не исчерпываются просто телефонией. Одним из направлений этого рынка стало предоставление абонентам дополнительных услуг, реализация новых технологических идей, расширение функциональных возможностей и нестандартное использование систем сотовой связи. В настоящее время абонентам сотовых сетей предоставляется широкий спектр различных сервисных услуг. Предоставление сервисных услуг в будущем будет не только приносить значительный доход операторам, но и во многом определять привлекательность компании. Именно поэтому совершенствование сервисных услуг приобретает все большее значение для сотовых компаний, особенно в тех регионах, где насыщение сотового рынка наступит уже в ближайшие два-три года.

За короткое время сотовая связь приблизилась к внедрению технологий третьего поколения. Ожидается, что в 2004 году будут выданы разрешения на использование технологий третьего поколения W-CDMA и, возможно, получат распространение сети технологии CDMA2000 lx EV-DO. Это, прежде всего, будет зависеть от готовности операторов к переходу на новые технологии и доступностью абонентского оборудования для сетей 3G.

Уже сейчас многие из услуг, такие как GPRS, MMS, LBS, предлагаемые в действующих сетях, являются предвестниками будущих 3G услуг, требующих высокой скорости передачи данных.

Продолжалось укрепление позиций российских сотовых компаний на международных рынках. Стоимость акций ОАО "ВымпелКом" и ОАО "Мобильные ТелеСистемы", котирующихся в виде депозитарных расписок на Нью-Йоркской фондовой бирже, выросла в 2003 году на 132% и 123% соответственно - это очень хороший показатель на фоне общей динамики международного рынка акций телекоммуникационных компаний.

Развитие российского рынка сотовой связи продолжается в условиях возрастающей конкуренции. Присутствие в субъектах РФ операторов нескольких стандартов сотовой связи (GSM, AMPS, NMT-450, IMT МС-450), среди которых во многих регионах России уже действует 3-4 сети стандарта GSM (и ожидается существенный рост таких регионов к концу 2004 г.), во многом предопределяет стратегии действующих и новых операторов на рынке, стимулируя скорейшее внедрение новых технологий передачи данных в сотовых сетях и реализацию широкого спектра дополнительных услуг на основе этих технологий. На рынке постоянно появляются технологии и изделия, позволяющие расширить спектр услуг.

Источником доходов операторов сотовой связи постепенно становятся и услуги 2,5G. Прогнозы их развития в России достаточно пессимистичны (в настоящий момент в России услуги по передаче данных в общей структуре доходов операторов сотовой связи составили в среднем 1%), тем не менее, российские операторы все активнее развивают новые услуги не только в Москве, но и в регионах.

Особенности ментальности населения - главный сдерживающий фактор быстрого внедрения новых видов услуг. Любые технологические новшества или новые услуги, меняющие даже в лучшую сторону привычный уклад жизни поколения, встречаются настороженно, даже с некоторой опаской, особенно когда от пользователя требуются новые знания или непривычные действия и, тем более, если за это надо еще платить.

В этих условиях очень важной и весьма непростой задачей является правильный выбор технологических решений и маркетинговых инициатив, которые были бы наиболее адекватно оценены абонентами и увеличили доход операторов.

По мнению RBC daily в этом году российский рынок сотовой связи продолжит развиваться по экстенсивному пути – операторы для увеличения доходов по-прежнему будут концентрироваться на увеличении абонентской базы, а не на оптимизации бизнес-процессов. При этом, как отмечают аналитики, стоимость услуг сотовой связи в России будет снижаться.

По мнению экспертов, российские сотовые операторы пока не спешат особенно бороться за лояльность абонентов по одной простой причине: в России крайне низко проникновение сотовой связи. «В стране существует еще огромный запас роста по экстенсивному пути. Причем, с учетом существующей рентабельности сотовых операторов, у них есть все возможности для снижения цен на свои услуги», – считает г-жа Голубева из «АТОНа». По оценкам исследовательской компании AC&M Consulting, на конец февраля этого года в России насчитывалось 39,8 млн. абонентов сотовой связи (37% из которых выбрали МТС, 31% – «ВымпелКом» и 18% – «МегаФон»), а общее проникновение сотовой связи составило лишь 27,5%. Характерно, что в России пока не особенно развит рынок дополнительных услуг, вроде передачи картинок или мелодий, на чем уже активно зарабатывает большинство европейских телекоммуникационных компаний. «В настоящий момент до 10% своих доходов сотовые операторы получают от продажи дополнительных услуг, – сказал аналитик «Альфа-Банка» Андрей Богданов. – Но эти показатели все равно отстают от западноевропейских, где они могут быть в два раза больше. С точки зрения затрат развитие подобных технологий для сотовых операторов практически ничего не стоит. К тому же в любом случае сотовые операторы должны готовиться к будущему». Как сообщили в компании Dixis, подобные технологии действительно становятся все более популярными в стране. «Сейчас наметилась тенденция (и это показывают прошедший недавно третий «GSM-Конгресс» в Каннах и выставка CeBIT в Ганновере): телефоны становятся умными «помощниками» современного человека, – сказал представитель Dixis. – На рынке появляется все больше моделей смартфонов – гибридов сотового телефона и карманного персонального компьютера, – выполненных как в стандартной форме телефона, так и в различных вариациях: «раскладушка» или «слайдер». Обязательным для новых телефонов (исключая некоторые бизнес-модели) становится наличие встроенной фотокамеры».

Тем не менее, по мнению аналитиков, в ближайшее время состав основных игроков на российском сотовом рынке едва ли претерпит серьезные изменения. «Я не думаю, что в ближайшее время отечественный сотовый рынок ждут серьезные перемены, – считает Андрей Богданов. – В теории на него могут повлиять только два обстоятельства – приход крупной иностранной телекоммуникационной компании и слияние двух отечественных операторов – «МегаФона» и «ВымпелКома». Но пока оба этих события выглядят маловероятными». При этом большая часть экспертов обращает внимание на тот факт, что отечественный рынок сотовой связи становится все более цивилизованным. «В настоящий момент административный ресурс и хорошие связи в правительстве уже не могут помочь отдельным операторам увеличить свою долю на рынке, как это было раньше, – сказал RBC daily один из участников рынка. – Дело в том, что раньше административный ресурс использовался в основном для получения лицензий, однако сейчас подавляющая часть из них уже распределена. Поэтому я не думаю, что позиции «ВымпелКома» могут ослабить недавние разбирательства с Госсвязьнадзором. «ВымпелКом» едва ли станет «вторым ЮКОСом».

вернуться в раздел


 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2004 - 2016 Armnet™. Все права защищены.
Добавить в избранное
Музыка
Видеотека
Развлечения
Интересно
Полезно
Реклама