Минас
Карапетович Аветисян (20 июля 1928, с. Джаджур, Армянская
ССР — 24 февраля 1975, Ереван, Армянская ССР) — армянский
художник.
Между 1960 и 1975 годами Аветисян
создал около 500 холстов, почти столько же рисунков, 20
больших фресок и проектов для более чем десятка театральных
представлений. Его искусство заняло почётное место в истории
мировой живописи.
Спитакское землетрясение 1988 года уничтожило часть его
фресок в Гюмри и дом-музей художника в его родной деревне
Джаджур.
1947—1952 — учился в Ереванском
художественном училище имени Ф. Терлемезяна.
1952—1954 — учился в Ереванском художественно-театральном
институте.
1952—1954 — учился в Ленинградском институте живописи,
ваяния и зодчества имени И. Е. Репина, где одним из его
главных учителей был Б.В. Иогансон.
С 1960 — жил в Ереване.
1962 — экспозиция «Пять художников» в Ереване, принесшая
ему широкую популярность.
1968 — звание Заслуженного художника Армении.
2 января 1972 — пожар в мастерской художника в Ереване.
Погиб в автокатастрофе 24 февраля 1975 года.
В зрелых произведениях Минаса
Аветисяна, колористически-контрастных, написанных
крупным экспрессивным мазком, обрели новую жизнь принципы
фовизма. Заметный отзвук в его произведениях нашли и традиции
закавказского средневекового искусства. Работы мастера,
сочетающие особую цветонасыщенность с эпическим драматизмом
образного строя — пейзажи, автопортреты, жанрово-символические
сельские мотивы — воспринимались на официальных выставках
как прорывы к свободе эстетического самовыражения. Тем
самым Минас Аветисян, хотя и тяготея в целом скорее
к французскому модерну и раннему авангарду начала XX века,
сближался с современным ему российским «суровым стилем».
Успешно выступал также как театральный художник и живописец-монументалист.
Во время войны и в послевоенное
время жители Джаджура, как и всех приграничных сел, были
предупреждены быть предельно внимательными и, в случае
обнаружения подозрительного незнакомого лица (шпиона),
сообщить куда полагается. Однажды жители села на косогоре
увидели человека с тростью, который делал какие-то странные
движения. Незнакомца притащили в контору к председателю
колхоза.
Вскоре пришёл председатель и стал укорять собравшихся.
«По-вашему это — шпион? Ведь это же художник Акоб Ананикян…»
В это время к художнику подошёл молчаливый юноша и попросил
посмотреть его рисунки. Это был Минас. Его работы просто
восхитили Ананикяна, который подарил юноше все, что у
него было: мольберт, краски, кисти. Он пообещал чаще приезжать
в село. А матери Минаса, Софик, он прошептал: «У мальчика
— талант. Помоги ему, а мужу скажи, чтоб обязательно отправил
его в школу художественного искусства».
Мать пообещала и своё обещание сдержала. Поступивший в
1947 году в Ереванское художественное училище имени Ф.
Терлемезяна Минас был на 5 лет старше своих однокурсников
и, чувствуя себя неловко, во время занятий постоянно садился
за последнюю парту. Однажды директор училища Ваграм Гайфеджян
поручил учащимся принести на следующий день полотно. Минас
вставил в рамку кусок мешковины и пришёл на урок. Увидев
это, Гайфеджян улыбнулся и дал Минасу настоящий холст.
Позже Минас вспоминал эту историю как анекдот и не упускал
случая вспомнить своего чуткого учителя добрым словом…
Картины
художника
для увеличения нажмите
на фото
вернуться
назад