Мартирос
Сергеевич Сарьян (1880 — 1972) — армянский и советский
живописец-пейзажист, график и театральный художник.
Действительный член АХ СССР (1947). Народный художник
СССР (1960). Действительный член АН Армянской ССР (1956).
Герой Социалистического Труда (1965). Председатель Союза
художников Армянской ССР (1947—1951). Лауреат Ленинской
(1965) и Сталинской премии второй степени (1941).
Творчество Сарьяна сыграло ведущую роль в становлении
национальной школы армянской советской живописи.
Мартирос Сарьян родился 16 (28)
февраля 1880 года в патриархальной армянской семье в городе
Нахичевань-на-Дону (ныне в пределах Ростова-на-Дону).
В 1895 году закончил городское училище. С 1897 по 1904
годы учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества,
в том числе в мастерских В. А. Серова и К. А. Коровина.
В 1901—1904 годах предпринял поездку на историческую родину,
посетив Лори, Ширак, Эчмиадзин, Ахпат, Санаин, Ереван
и Севан.
В 1900-х годах участвовал в выставках художественных объединений
«Голубая роза», «Союз русских художников», «Мир искусства»,
«Четыре искусства». Сильное влияние на стиль Сарьяна оказала
живопись П. Гогена и А. Матисса.
С 1910 по 1913 годы совершил ряд поездок в Турцию, Египет
и Иран. В 1915 году Сарьян приезжает в Эчмиадзин, чтобы
помогать беженцам из Турецкой Армении. В 1916 году приезжает
в Тифлис и женится на Лусик Агаян, дочери армянского писателя
Г. Агаяна. Тогда же Сарьян участвует в организации Общества
армянских художников и «Союза армянских художников». В
том же году он оформляет изданную В. Брюсовым «Антологию
армянской поэзии».
После Октябрьской революции 1917 года Сарьян приезжает
с семьёй в Россию. В 1918—1919 годах М. Сарьян живёт с
семьёй в Новой Нахичевани. Художник становится инициатором
создания и первым директором Армянского краеведческого
музея в Ростове-на-Дону. Сотрудничает с театром «Театральная
мастерская».
В 1921 году по приглашению председателя Совета народных
комиссаров Армении А. Мясникяна переезжает на жительство
в Армению. С этих пор он посвящает жизнь изображению её
природы. В числе его работ в эти годы — создание герба
Советской Армении и оформление занавеса первого армянского
государственного театра.
В 1926—1928 годах художник живёт и работает в Париже.
Большая часть его работ, выставленных в 1928 году в парижской
галерее Жерар, сгорела во время пожара на корабле при
возвращении на родину.
В 1930-х главной темой Сарьяна остаётся природа Армении.
Художник также пишет многочисленные портреты («Р. Н. Симонов»;
«А. Исаакян»; «Автопортрет с палитрой») и яркие натюрморты
(«Осенний натюрморт»). Сарьян работал также как книжный
график («Армянские народные сказки», 1930, 1933, 1937)
и как театральный художник (декорации и костюмы к опере
«Алмаст» А. Спендиарова в Театре оперы и балета им. Спендиарова,
1938—1939, Ереван; «Храбрый Назар» А. Степаняна, «Давид
бек» Тиграняна, «Филумена Мартуано» Э. Де Филиппо и др.).
Мартирос Сарьян скончался 5 мая 1972 в Ереване. Похоронен
в пантеоне парка им. Комитаса.
Картины
Мартироса Сарьяна
для увеличения нажмите
на фото
вернуться
назад