ИНТЕРВЬЮ
С АРМЕНОМ ДЖИГАРХАНЯНОМ
Хорошо
начинать с цитаты - она задает тон, определяет направление
беседы. Собственно говоря, заголовок и есть цитата, вынесенная
из текста прямо по центру. Цитата "справа по борту",
говоря морским языком, есть эпиграф. Теперь
я приведу цитату-эпиграф, принадлежащую актеру, философу
и автору ехидных, но точных эпиграмм - Валентину Гафту:
Сегодня
меньше на земле армян,
чем фильмов, где сыграл Джигарханян
Армен
Борисович, чем определился ваш выбор профессии? Родители,
может, имели отношение к искусству?
-
Я рос без отца, а мама была совслужащая. Когда кто-то
пытается разобраться или сам я думаю о том, почему стал
актером, а никем иным, то понимаю, что прямых предпосылок
нет. Если говорить серьезно, то ответить на этот вопрос
трудно: почему стал актером, а не физиком. Законов не
существует, вернее, они существуют, но нам неподвластны:
почему человека укусила именно эта бацилла.
А.Джигарханян
- Хочу воздать должное вашему безукоризненному русскому
языку. Семья была армянская, родились вы в Ереване…
-
Семья-то армянская, но русскоговорящая. В Армении очень
много было тогда, есть они и сейчас, русскоговорящих людей.
С русской культурой, образованием, полученным в Москве
или в Питере. Русский язык в Армении не внедрялся каким-то
административным способом. Вся армянская интеллигенция,
люди моего поколения и даже более раннего, из тех, кого
я помню, очень хорошо говорили по-русски, на высоком,
я бы сказал, уровне. Не могу судить о других республиках
- я их просто не знаю. Но в Армении был высокий уровень
русского языка за счет высокого уровня культуры.
-
Ваш путь в кино, Армен Борисович, начался с фильма "Обвал".
Хорошая примета, не правда ли?
-
(Смеется). Я обычно не коллекционирую, не умею эти приметы
собирать. Есть люди, которые удивительно могут связывать
свои неудачи или удачи с пробежавшей по делам курицей
или упавшим деревом. Но я убежден, что в нашей жизни самую,
может быть, решающую роль играет случай. Вдруг! Вот это
"вдруг" многое определяет, именно самое обыкновенное,
пошлое "вдруг". Понимаете? Еще гениальный Пастернак
сказал: "Чем случайней, тем вернее…".
-
О фильме спрашивать не буду, видно, выдающимся он не был…
-
Но хорошим - был. Режиссер "Обвала" стал потом
ассистентом у Герасимова, его фамилия - Саркисов - стоит
в титрах герасимовской картины "Маскарад". Занят
был в "Обвале" и ныне известный армянский актер
Хорен Абрамян, главную героиню сыграла Тамара Кокова,
ставшая всесоюзно узнаваемой артисткой после фильма "Ханум".
-
За "Обвалом" последовал феерический взлет киноактера
Джигарханяна, отмеченный и увековеченный Валентином Гафтом.
Сколько же было фильмов на вашем веку на самом деле?
-
Я не считал, честно говоря. Есть люди, знающие точную
цифру: киноведы, джигархоманы. Около двухсот, думаю, будет.
-
Извините за наивный вопрос, но вы можете из тех 200 фильмов
назвать любимый? И любимого кинорежиссера?
-
Я не ухожу от ответа, но сейчас я пока, даже внутри себя,
ничего не раскладываю на полки, потому что у меня есть
ощущение, что со мной еще что-то хорошее должно случиться:
в кино, в театре и так далее. Что я еще должен что-то
в себе обнаружить. Я говорю вам это серьезно. Мне важно
еще чему-то поразиться, что-то узнать. Любое творчество
- это самоудовлетворение. Я думаю, что это явление физиологическое
- настоящее творчество. Плачем, смеемся, сопереживаем
мы, как правило, настоящему искусству, а не подделкам
под него.
-
Вас неоднократно пытали, конечно, о "Месте встречи…"
- ясно почему: Высоцкий там много и хорошо сыграл. Спрошу
и я вас об этом фильме.
-
Я думаю, что присутствие знаменитого актера - не самый
лучший критерий оценки фильма. Хотя "Место встречи
изменить нельзя" я люблю не только из-за Володи.
Он здорово сделан по жанру, нервный выброс там очень заразителен.
Грубо говоря, там нет туфты. Высоцкий - одно из звеньев
этого фильма, один из команды. Я давно занимаюсь актерством
и могу сказать, что один человек вытащить спектакль, картину
не может. Должны звезды сойтись. Не актерские, а на небе.
В данном же случае сошлось все: хорошая литература - братья
Вайнеры, режиссер Говорухин, компания актеров была убедительная,
- и произошло нечто. Я-то вообще считаю досужими разговоры
около искусства: фильм, мол, г…, а Иванов, Петров, Сидоров
его вытащили. Этого не может быть, потому что не может
быть никогда.
-
Вы упомянули об актерах. Не назовете хотя бы одного любимого?
-
Я очень люблю Роберта де Ниро. На мой взгляд, это актер,
намного или чуть-чуть опережающий время. Я думаю, придет
время, когда актер перестанет быть только лицедеем, а
станет личностью. Хочу привести такой пример. Аркадий
Исаакович Райкин последние годы уже не пользовался масками.
Это важная вещь! Он не закрывался за каким-то образом,
он говорил от своего имени. В моем представлении Роберт
де Ниро рассказывает о неких химических явлениях, происходящих
с человеком. Человек - это самое интересное. Не как он
меняет голос, говоря тонко или толсто, - нет. Мне важно,
как в человеке происходят химические явления, а они происходят
в реальной жизни! Если вы обратите внимание, то заметите,
что у человека в результате каких-то потрясений запах
меняется! Запах, понимаете?! Я думаю, что мы, актеры,
постепенно двигались в этом направлении. Раньше говорили:
слушай, я не узнал Васильева, не узнал, что это - он.
Со временем мы поймем, что это - не интересно, или интересно
три минуты. Дальше я хочу серьезного разговора, на уровне
Де Ниро - гениального актера.
А.Джигарханян
- Вы говорили об ансамбле, о команде актеров. Вспоминаю
в связи с этим фильм "Здравствуйте, я ваша тетя!".
-
Хороший фильм. Там звезды сошлись - не звезды актерские,
а звезды благоприятной ситуации. Она часто в искусстве
определяет многое. Извините мое наивное воспоминание о
"Тете…", но люди, занимающиеся актерским делом,
поймут меня: мы любили друг друга. Смотрели друг на друга,
радовались, нам было смешно. Я, например, до сих пор люблю
Калягина. Встречаю где-нибудь его, испытываю родное чувство.
И с Гафтом, и с Мишей Козаковым не наступило отчуждение.
-
Сейчас вас, мне кажется, в кино все больше тянут в бандитскую
тематику. Правильное наблюдение?
-
Я реальный человек, я знаю, что всему свое время. Моя
активность, конечно, пала, сейчас я менее востребован,
чем когда-то. Это вещи естественные: стареет человек,
дряхлеет, память начинает мешать и так далее, и тому подобное.
Поэтому для меня осознание этой реальности дороже стенаний
по поводу невостребованности. Меня снимают! Сколько надо,
столько и снимают. Не нужен я, приходят другие, снимают
их. Никому не удалось закон природы изменить.
-
Вы много играете в антрепризах?
-
У меня пока два антрепризных спектакля, в следующем году,
надеюсь, будет в два раза больше. Закон антрепризы таков:
чем актеры разнее, тем лучше. Сейчас подумываю о спектакле
с Ирой Купченко. Как выяснилось, Россия - замечательный
театральный рынок, и антреприза наилучшим образом ему
соответствует. Мы ездим по городам, где, говорят, заводы
стоят, зарплату не платят, а залы переполнены: супераншлаги!
Идут в театр как на праздник, одеваются в лучшее. Я бывал
со спектаклями в Америке, в Германии, в Англии. У меня
нет квасного патриотизма, но такого зрителя, как в России,
надо поискать - говорю вам это совершенно ответственно.
-
Почему вы ушли из театра Маяковского, где играли, по-моему,
лет двадцать?
-
Это тоже из области физиологии. Мне показалось, что мы
с Андреем Александровичем Гончаровым чуть-чуть не интересны
друг другу. Он - выдающийся мастер, я проработал с ним
27 лет! Не то, что ролей не было, нет. Причина ухода микроскопическая,
но для меня оказалась архиважная. Это как у любовников,
понимаете? Охладел - должен уйти, не обманывать. Уход
дал мне возможность стать чуть моложе, они еще не привыкли
ко мне, они еще удивляются тому, что я делаю. А как только
мои партнеры перестанут удивляться, зрители тоже удивляться
перестанут.
-
Вы не хотели бы участвовать в политической жизни Армении?
-
Армяне, живущие в своей республике, хорошо ко мне относятся
потому, что я не вмешиваюсь в их жизнь. Я не стою в той
очереди, где они стоят - этого делать нельзя. Делом должны
заниматься профессионалы, функционеры. Это великое заблуждение,
что хороший артист может быть министром культуры. Им должен
быть функционер, знающий законы власти.
-
С кем из выдающихся армян вы были знакомы, Армен Борисович?
-
Знал Сарьяна, встречался с Анастасом Ивановичем Микояном,
маршал Баграмян бывал в нашем театре. Много лет дружу
с Никитой Павловичем Симоняном, это большой мой друг.
Таривердиев, Арно Бабаджанян - не буду всех перечислять.
Но с годами к понятию дружба я стал относиться очень внимательно,
происходит отсев. Я не могу дружить, потому что мы в одном
театре и тому подобное. Я чувствую ответственность за
друга, за человека, с которым общаюсь. В любой дружбе
мы больше себя любим, себя лелеем.
-
Поговорим о книгах. Что сейчас у вас на ночном столике?
-
Читаю Шахерезаду, "1000 одна ночь". Гениальная
вещь! Я пришел к выводу, что надо перечитывать великие
произведения. У меня лежат: книга Сенеки "Письма
Лицинию", "Опыты" Монтеня и так далее.
Надо перечитывать великих! Сиюминутная литература мне
стала неинтересна. Обожаю Чехова, перечитываю Булгакова,
очень люблю Маркеса - мне с ним интересно беседовать.
Я выработал в себе такое состояние, когда с ними разговариваю.
Это как в церковь люди ходят исповедоваться. Я не люблю
литературу для метро… Есть такая литература, музыка, искусство,
которые немножко меня оскорбляют. Они думают, что я очень
глупый. Это как в шахматах, искусство "на дурачка",
некорректное искусство. А вот люди, которых я перечислил,
очень уважительно со мной говорят.
-
Вы в приличной форме. Что-нибудь делаете специально или
конституция такая?
-
Есть такое хорошее слово - сдержанность. В питании, в
принятии "застольных" напитков. Поговорю с вами,
поеду в один армянский дом, где будет хороший обед. Но
у меня через два дня спектакль, поэтому назавтра подольше
посплю, меньше есть буду и так далее. Это элементарный
профессионализм.
-
Несколько слов о семье, Армен Борисович.
-
Моя семья небольшая: жена, которая работает в Далласе,
куда я скоро поеду, и кот, которого я обожаю. С детьми
у меня сложнее, получилось - не получилось, но я благодарен
судьбе, потому что есть великий закон природы, когда мы
должны перестать опекать своих детей. Я могу вызвать гнев
многих родителей, но я за такие взаимоотношения. Летите,
голуби!
Вернуться
|