Сделать стартовой
Армения
Обучение
Прочее
Реклама

Армянские Музыкальные Инструменты

Армянский Дудук

Бархатный, дрожащий голос дудука сопровождает сегодня голливудские фильмы. Для дудука пишут музыку серьезные композиторы. Все это заслуга замечательного армянского дудукиста Дживана Гаспаряна. Он живет в Ереване и ездит по всему миру с концертами. Благодаря ему угасший было интерес к дудуку вспыхнул в республике с новой силой. Каждый армянский мальчик мечтает стать таким, как дядя Дживан.


Бархатный, дрожащий голос дудука сопровождает сегодня голливудские фильмы. Для дудука пишут музыку серьезные композиторы. Все это заслуга замечательного армянского дудукиста Дживана Гаспаряна. Он живет в Ереване и ездит по всему миру с концертами. Благодаря ему угасший было интерес к дудуку вспыхнул в республике с новой силой. Каждый армянский мальчик мечтает стать таким, как дядя Дживан.


Когда был создан дудук, на счет этого сколько специалистов, столько и мнений. Одни доказывают, что аж в VIII веке до Рождества Христова, другие - что на семьсот лет позже, в правление царя Тиграна II. Негромкий голос этого инструмента сопровождает почти всякое армянское застолье - неважно по веселому или грустному поводу собрались люди. В последнее время мы все чаще слышим дудук в кино, по радио и телевидению.

В Армении дудук - инструмент очень популярный. Искусство игры на нем живет и развивается. Однако всемирно известным дудукистом стал лишь Дживан Гаспарян. Он начал играть на этом инструменте в возрасте 6 лет. Об игре маэстро Гаспаряна ходят легенды. Сколько в них правды, а сколько вымысла? Об этом мы решили расспросить самого музыканта. Его гастрольный график расписан на месяцы вперед. Но, к счастью, тогда он был в Ереване. Как-то Гаспарян давал концерт в городе Фрезно в США. В зале, естественно, было много армян. В конце выступления старик, потерявший во время резни 1915 г. родителей, попросил исполнить для него старую мелодию. Дживан Гаспарян: "Я играл. Смотрю, его нет уже. Он скончался. Газеты назвали меня дудукист-убийца. Уильям Сароян говорил: "Это счастливая смерть. Я тоже хотел бы так умереть".

Первым учителем Дживана Гаспаряна был знаменитый тапер-дудукист Маркар Маркарян. Его знал весь Ереван - Маркарян игрой на дудуке сопровождал немые фильмы, шедшие в главном кинотеатре города. Дживан учился играть на слух, без всяких нот. Талантливого мальчика заметили. В 47 году с большой группой армянских артистов он ездил в Москву и играл в Большом театре в присутствии самого Сталина. Вождь подарил дудукисту часы, которые, правда, потом пришлось продать - времена были трудные. Молодого виртуоза взяли в ансамбль народных инструментов, с которым будущий народный артист объездил весь Союз. В начале перестройки Гаспарян оказался в Лондоне, где познакомился с Питером Габриэлом, знаменитым музыкантом и продюсером. Сотрудничество с ним оказалось чрезвычайно плодотворным: дудук Гаспаряна звучал в лучших концертных залах мира. Дживан работал с Лайанелом Ричи, Андреасом Фолленвайдером, записал музыку к 18 фильмам, в том числе к знаменитому "Гладиатору". В прошлом году дядя Дживан, так музыканта называют в Армении, был награжден престижной европейской премией Уомекс за вклад в популяризацию этнической музыки. Гаспаряну 75, он побывал с гастролями во многих странах мира. Частый и всегда желанный гость он и в России.


Все свои инструменты дядя Дживан заказывает у Овсепа Григоряна. Это известный в Армении мастер. Сын Артур работает с отцом - тоже делает дудуки. Гаспарян просит обязательно показывать ему заготовки. Артур принес несколько. Из них дядя Дживан выберет лучшую. У маэстро в коллекции около сотни дудуков. Гаспарян: "Они разные. Любой дудук, как человек. Имеешь пять сыновей - они все разные люди. И так вот эти дудуки. Один человек делал, но звучит разный звук, тембр другой".


Специально для оркестра дядя Дживан заказал Ховсепу Григоряну инструмент, каких раньше не делали, - басс-дудук. Он длиннее обычного, имеет клапаны и звучит на октаву ниже. Осип: "Раньше все я делал. А сейчас не могу. На станке я не могу работать. Голова кружится, а потом дыхания нет". Теперь на станке работает Артур. Дедушка Осип занимается только мундштуками. Воздух, проходя через мундштук, заставляет колебаться две соединенные тростниковые пластины. Они-то и издают бархатный, дрожащий звук, который отличает этот инструмент от всех других.

Никому пока не может доверить дедушка Осип еще одну операцию: выбор древесины для заготовок. Дудук мастерят только из абрикосового дерева. И, видимо, не случайно. На латыни абрикос - "фруктус арменика", армянский фрукт. Историк V века Мовсес Хоренаци называл этот удивительный инструмент циранапохом, душой абрикосового дерева. Процесс сушки занимает полтора года. На токарном станке заготовке придают цилиндрическую форму и сверлят в ней отверстие. Артур Григорян, мастер: "Когда все готово я делаю строй. Чтобы ноты все правильно звучали". Остается начисто обработать сквозное отверстие и сверить звук новорожденного дудука с камертоном. На готовый инструмент мастер - по-армянски варпет - ставит свое клеймо. Такой дудук стоит долларов 20. Часто к Овсепянам приходят юные музыканты, у которых нет денег, чтобы купить инструмент. Артур: "Ребенок хочет учиться. А денег нет. Какой я мастер. Я подарок… обязательно".


Класс дудукистов существует в Ереванской консерватории уже лет 20. Доцент Геворг Дабагян когда-то сам его закончил. Дабагян известен в Армении, пожалуй, не меньше, чем Дживан Гаспарян. Геворг записал несколько дисков и саундтрек к фильму Атома Эгояна "Арарат". Его смотрела вся республика. В ленте рассказывается о геноциде, который пережил армянский народ в 1915 году. Вместе с преподавателем студенты дают концерты, делают записи на радио, выступают по местному телевидению - одним словом, пропагандируют любимый инструмент везде, где только возможно.


В любом оркестре дудукистов есть "дамджаш" - музыкант, который извлекает из инструмента "дам", непрерывный звук, на фоне которого развивается мелодия. Но дудук - это не только протяжные, задумчивые мотивы. На нем исполняют и зажигательную танцевальную музыку. Ритм задает дхол, двусторонний барабан. Дабагян: "Чтобы стать хорошим дудукистом, нужно быть армянином. Дудук мужской инструмент. Но иногда бывают исключения. Редко, но бывают". Консерваторский класс дудукистов пополняют выпускники музыкальных училищ и школ. В одном только Ереване их около 20. И почти в каждой есть отделение народных инструментов. Школа имени композитора и дирижера Константина Сараджаева - одна из лучших в городе. Недавно она отметила пятидесятилетие. Армине Погосян, директор школы: "Сейчас у нас учится около 600 учеников. - А кого больше мальчиков или девочек? - Конечно, девочек. Мальчиков мало".


Здесь знали о нашем приезде заранее, поэтому подготовили небольшой концерт, что явилось для нас полной неожиданностью. Артем Мартиросян собирается продолжить музыкальное образование. Он мечтает стать таким же знаменитым, как Дживан Гаспарян. Артем - лауреат двух республиканских конкурсов. Администрация школы освободила талантливого воспитанника от платы за учебу. Группу юных дудукистов готовит педагог и композитор Гарник Багдасарян. Музыкальное образование он получил в Ленинградской консерватории по классу кларнета. Помимо дудука его воспитанники учатся играть на зурне, волынке, свирели. Даже имея дипломом консерватории, музыканту трудно найти хорошее место. Работа на свадьбах и похоронах молодых профессионалов не слишком привлекает. Но теперь, когда благодаря Дживану Гаспаряну дудук стал в мире популярен, перед дудукистами открылись новые возможности. Скоро рядом с домом дяди Дживана заработает специализированная школа его имени по обучению игре на дудуке. Без сомнения, все места в ней будут заняты. Дудук в Армении любят.

ДУДУК | ЗУРНА | ДООЛ | ПАРКАПЗУК | КЯМАНЧА | ТАР | ШВИ | ПАКУ

назад|наверх




Яндекс.Метрика
Copyright © 2004 - 2022 Armnet™. Все права защищены.
Добавить в избранное
Музыка
Развлечения
Общение
Интересно
Полезно
Реклама