Сделать стартовой
Новости
Армения
Обучение
Общение
Скачать
Прочее
Реклама

Краткий исторический обзор | О Ереване | Ереван 3D | Город в объективе | Старый Ереван | Основные улицы Музеи| Площади,сады,парки | Опера,кинотеатры,стадионы | Церкви | Население | Карта Еревана | Схема метро

Музеи Еревана

Квартира-музей Егише Чаренца
(проспект Месропа Маштоца, 17)

Квартира музеи Егише Чаренца (пр. Ленина, 17). Здесь поэт жил с 1935 года до дня своего ареста в 1937 году. В квартире воссоздана подлинная обстановка рабочего кабинета, часть библиотеки, насчитывающей 6 тысяч томов, обстановка гостиной с роялем, спальня.
В течение более 20 лет персонал музея, родственники и почитатели таланта Чаренца собирали здесь предметы, связанные с жизнью поэта. Большинство из 1415 томов, собранных и представленных в мемориальной экспозиции кабинета, имеют автографы Чаренца. В залах музея представлена часть подлинников рукописей, литографии и рисунки армянских художников, навеянные творчеством поэта.

 


С 1 марта 1999 г. в Армении была выпущена в обращение новая банкнота достоинством в 1000драм. На лицевой стороне - портрет великого армянского поэта Е. Чаренца на фоне гор Большого и Малого Арарата. На оборотной стороне - фаэтон, едущий по одной из улиц старого Еревана.

наверх

--------------------------------------------------------------------------------

Музей народного искусства

(улица Абовяна, 64) Музей народного искусства находится по адресу ул. Абовяна, 64.
Музей создан в 1978 году на основе фондов Дома народного творчества. В музее экспонируются работы непрофессиональных мастеров, для которых художественное творчество является одним из способов самовыражения. Фонды музея содержат более 11 тысяч экспонатов, около 2 тысяч из них находятся в экспозиции.
Представленная в одном из залов рельефная резьба по дереву украшает прозаические предметы городского и сельского быта, делая каждый из них неповторимым произведением прикладного искусства.
Очень хороша коллекция ювелирных украшений и изделий из серебра. Здесь можно проследить традиционные приёмы национального ювелирного искусства — чеканку, пайку сканых узоров, филигрань, работу с полудрагоценными и поделочными камнями — бирюзой, гранатом, ониксом, обсидианом.

наверх

--------------------------------------------------------------------------------

Картинная галерея Армении

(площадь Республики) Музейный комплекс — здание музеев и картинной галереи, реконструированное по проекту архитекторов М. Григоряна и Э. Сарапяна, объединяет Картинную галерею Армении, Исторический музей, Музей литературы и искусства и Музей революции Армянской ССР. Здесь же, со стороны улицы Абовяна, размещается Малый зал филармонии.
Картинная галерея Армении начала составлять своё собрание в 1921 году, когда при культурно-историческом музее был открыт художественный отдел. К 1936 году фонды отдела стали достаточными для преобразования его в Музей изобразительных искусств, а с 1947 года он стал называться Картинной галереей Армении.
В формировании собрания картинной галереи принимали участие многие выдающиеся представители национальной культуры того времени, в их числе — И. Орбели, М. Сарьян, Р. Дрампян. Фонды западноевропейского и отдела русской живописи, заложенные в 20-х годах, в основном составлялись из работ, бывших в национализированных коллекциях, собранных в музеях Ленинграда и Москвы, в том числе и в Эрмитаже. В галерею поступила и часть собрания живописи из Эчмиадзинского монастыря, Московского Лазаревского института восточных языков.
На протяжение десятилетий картинная галерея пополнялась бескорыстными дарами армянских коллекционеров живописи и художников-армян, живших и живущих за рубежом. Вот лишь несколько примеров сравнительно недавнего времени, в 1957 году коллекционер А. Джинджян из Парижа передал в дар галерее 28 живописных работ и 9 рисунков О. Айвазовского. В 1972 году А. Карапетян из Буэнос-Айреса, в память о муже, передала галерее прекрасную живописную работу О. Айвазовского — «Старая Феодосия». В 1973 году сыновья армянского художника Пушмана, живущие в США, подарили галерее 4 живописных работы отца. В 1975 году коллекционер Г. Амбарцумян из Парижа передал галерее 14 работ мастеров европейской живописи, представляющих высокую художественную ценность. Ранее в галерею поступили несколько работ живописцев барбизонской школы, подаренных искусствоведом из Румынии Г. Замбахчяном.
Судьбы картин, как впрочем и людей, бывают не всегда благополучны. Две небольшие иллюстрации подтвердят справедливость такого предположения. Полотно Робера Леопольда Луи «Возвращение жнецов с Понтийских болот» (начало XIX века), экспонируемое в зале французской живописи, было куплено для галереи художником-реставратором Р. Лорис-Меликовым в 1945 году на Ереванском базаре. Художник случайно разглядел картину, прикрывавшую ведро, вдобавок на ней сидела торговка зеленью. Лечение и реставрация позволили вернуть полотну красоту, сберегли его для будущих поколений ценителей. Картине И. Шишкина «В лесу» повезло ещё менее. Р. Дрампян, тогдашний директор галереи, купил её в 1948 году в Тбилиси у собирателя случайных вещей. Работа была без подрамника, свёрнута в рулон, холст имел разрывы, нарушения слоя краски и грунта. Картину лечили в реставрационной мастерской И. Грабаря, пришлось перенести живопись на новый холст, восстановить утраченные места. Только после этого она начала экспонироваться в русском разделе галереи.
Сегодня в фондах Картинной галереи Армении находятся более 20 тысяч произведений искусства, фонд же западноевропейского отдела располагает более 350 живописными работами и рисунками. Галерея, как и большинство музеев мира, предлагает посетителям систематизированный показ работ. При этом соблюдаются три основных правила — размещение работ в экспозициях в соответствии с местом их создания, хронологический порядок размещения в каждой экспозиции, группирование работ по признаку принадлежности одной школе или художественному направлению в искусстве. Вооружившись знанием этих правил, можно начать осмотр галереи с верхних залов, отведенных западно-европейской живописи. В холле этой экспозиции помещены хорошие копии мраморов итальянской школы, также бронзовая копия XIX века «Богоматерь с младенцем» с работы Микельанджело Буонаротти. Залы западноевропейской живописи начинаются работами итальянских мастеров, в числе которых «Аполлон и Пан» Тинторетто, «Праздник Венеры» и «Ирида в царстве Гипноса» известного художника Джулио Карпиони — это редчайшие образцы его творчества в музеях нашей страны, известна ещё лишь одна его работа, «Пир богов» — в Рижском музее изобразительных искусств. В разделе фламандской живописи представлена работа окружения Ван Дейка «Христос, уносимый ангелами», «Женский портрет» работы художника круга Корнелиса де Воса, «Натюрморт» — произведение художника круга Яна Брейгеля (Бархатного). Голландская живопись, с её преобладающим сочетанием чёрного с белым и коричневым тонами, что соответствовало строгой голландской моде первой половине XVII века, представлена «Мужским портретом» художника круга Томаса де Кейзера, работами «Вид в римской Кампаньи» Пуленбурга, «Схватка всадников» Яна Мартенса де Ионге. Среди произведений испанских мастеров в собрании галереи выделяется мастерством исполнения небольшое полотно «Голова Иоанна Крестителя» — общий тон живописи, необычайный эффект освещения, мотив картины и его своеобразная трактовка относит её к кругу художника Севильской школы — Хуана Вальдеса Леаля. Произведения Вальдеса Леаля и художников его окружения чрезвычайно редко встречаются вне пределов Испании. Собрание итальянской, фламандской и голландской живописи имеет в своём составе произведения, представляющие непреходящую художественную и историческую ценность. Здесь также собраны произведения авторов, работы которых редки в собраниях музеев нашей страны. К некоторым из них относятся «Рождество» художника круга Боттичелли, «Вид лестницы» Франческо Гварди, «Натюрморт» Жана Бумана. В коллекции галереи находятся работы таких мастеров как Давид Тенирс Младший, Питер Клас, Питер Неффс Старший и многие другие произведения. Французская и живопись Северной Европы также представлены значительными произведениями различных школ, в частности, здесь находится «Портрет девушки» работы Г. Курбе, полотна Н. Ланкре, Диаза де ла Пенья, Э. Будена. Наряду с подлинными произведениями живописи, в галерее, как и во всех музеях и частных собраниях мира, имеется несколько старых, весьма ценных копий, — «Избиение младенцев» со знаменитой картины Гвидо Рени из Болонской Пинакотеки, «Анна и слепой Товит» с картины Рембрандта, с работ Г. Доу из собрания Национальной галереи в Лондоне и другие. Интерьеры этих залов украшены предметами декоративно-прикладного искусства различных Стран и эпох, они гармонично сочетаются с экспозицией живописи. Здесь представлены часы XVII—XIX веков английской и французской работы, фарфор и фаянс Северной Европы, китайская керамика и резная мебель, стекло, бронзовая «Диана» работы Ж. Гудона и мраморный «Амур» работы Э.М. Фальконе. Залы русского искусства открываются небольшой экспозицией икон XVI—XVII веков, выполненных на досках. Русский портрет XVIII—XIX веков представлен работами Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского, К. Брюллова, в их числе два прекрасных портрета работы В. Тропинина — «Гитарист» и «Портрет Иоакима Лазарева», «Портрет Акимовой» работы В. Серова, считающийся одной из лучших его работ.
Полотна художников Товарищества передвижников, этюды В. Сурикова и И. Репина собраны в залах, посвящённых русским живописным традициям XIX — начала XX веков. Здесь же представлены значительные работы А. Бенуа, К. Сомова, М. Добужинского, С. Судейкина, К. Петрова-Водкина, Е. Лансере.
«Восточная сюита» В. Кандинского, «Веранда» М. Шагала, «Автопортрет» З.Серебряковой соседствуют здесь с несколькими работами Р. Фалька, приобретенными с первой персональной выставки художника, проходившей в 1965 году в стенах этой галереи. Ценители и знатоки русской живописной культуры, знакомясь с собраниями русского искусства картинной галереи Армении и коллекции профессора А. Абрамяна, получают возможность проследить пути её развития от послепетровских времён до второй половины нынешнего столетия.
В разделах армянского искусства полно представлены все течения национальной живописи, графики и рисунка, начиная с работ А. Овнатаняна, лучшая из которых — небольшой «Портрет Наталии Теумян» — открывает осмотр. Два зала мариниста О. Айвазовского вместили лучшие работы собрания галереи, вместе с теми работами, которые хранятся в фондах, коллекция О. Айвазовского — самая полная в нашей стране. XIX столетие представлено работами живописцев Г. Башинджагяна, впечатляет его большое полотно «Севан ночью», В. Суренянца, создавшего прекрасные произведения, посвящённые драматическим моментам национальной истории, одно из них — «Попранная святыня» находится в основной экспозиции. Древняя легенда вдохновила его и на создание полотна «Семирамида у тела Ара Прекрасного». В собрание галереи входят замечательные коллекции работ армянских художников зарубежья. В их числе офорты Э. Шаина — гения сухой иглы, скульптура А. Гюрджяна, акварели П. Фетваджяна, графика и живопись Гарзу, живопись Ж. Оракяна. Творчество М. Сарьяна, начиная с раннего периода, представлено многими его работами, залы А. Коджояна, С. Агаджаняна, Е. Татевосяна доводят экспозицию галереи до 50-х годов. В разделе древнего и средневекового искусства Армении экспонируются большие фрагменты стенописей из храмов и монастырей Ахталы, Лмбата, Крыма. Рассеянный верхний свет, громада стенописей, тишина — возвращают в храмы и монастыри той эпохи.

наверх

--------------------------------------------------------------------------------

Музей революции Армении

(площадь Республики) Музей революции Армянской ССР собрал в своей экспозиции материалы и документы, связанные с историей революционного движения в Армении и Закавказье.
В витринах экспонируются документы и фотографии, другие материалы, рассказывающие о деятелях революционного движения в России и Армении - С.Шаумяне, И. Лалаянце, Б. Кнунянце, А. Мясникяне, С. Спандаряне и других. Экспозиция рассказывает о годах первых пятилеток в Армении, напряжённом труде в период Великой Отечественной войны, о послевоенном строительстве.

наверх

--------------------------------------------------------------------------------

Музей истории Еревана

(улица Амиряна, 6) Музей истории Еревана находится по адресу ул. Амиряна, 6. Неподалеку от площади Ленина в реставрированном здании XIX века бывшей женской гимназии Рипсиме (проект гражданского инженера В. 3. Мирзояна).
В фондах музея собрано около 80 тысяч экспонатов, самые старые из них принадлежат археологии, новейшие — сегодняшнему дню. Большая часть экспонатов подарена музею жителями Еревана, некоторая часть — передана государством. В экспозиции, показывающей Ереван XVIII-XIX веков, много интересных экспонатов — ключи от Ереванской крепости, поднесённые в 1827 году персидским ханом генералу Паскевичу, взявшему крепость. Русские воинские знамёна, награды и оружие. Многочислены предметы быта горожан — одежда и домашняя утварь, инструменты ремесленников и цеховые знамёна. Интересными работами представлены серебряных и золотых дел мастера.
Объёмные панорамы-макеты демонстрируют посетителям уголки старого Еревана, воссозданные по сохранившимся планам, рисункам и фотографиям.
В экспозиции можно обнаружить немало предметов, относящихся не только к истории Еревана, но и к истории техники. Часы и часовые механизмы, в их числе первые башенные часы города. Оборудование типографии, первые телефонные аппараты и киносъёмочный аппарат зари кинематографа.
Наконец, само, тщательно реставрированное здание музея может служить интересным объектом осмотра.

наверх

--------------------------------------------------------------------------------

Дом-музей Ерванда Кочара

(проспект Месропа Маштоца 39/13)Дом музей Ерванда Кочара (пр. Ленина 39/13) был создан в бывшей мастерской мэтра после ее реконструкции и расширения. Интерьеры, выполненные с любовью и вкусом, достойно сочетаются с собранием работ. Здесь представлены скульптура, графика и живопись этого выдающегося мастера, характерные для всех периодов его творчества. Камерная пластика — в основном гипс, графика — гуашь, тушь, карандаш на картонe, масляная живопись на холстах.

Особое внимание привлекает достаточно редкая в наше время техника живописи холодными восковыми красками. Эта техника восковой темперы, воссозданная Кочаром после знакомства с Фаюмскими восковыми портретами II века (Египет), обнаруженными в 1887 году, принесла ему известность первооткрывателя и патент на изобретение. Знаком признательности этого открытия служит портрет Кочара, написанный восковыми красками М. Сарьяном. Творческие дороги вели Кочара в Венецию, где в школе Конгрегации мхитаристов «Мурад Рафаэлян» он в 1922 году знакомился с древними манускриптами, там же за ваяние бюста он был удостоен серебряной медали папского нунция Венеции, кардинала Лафонтена. Период жизни в Париже с 1923 по 1936 годы обогатил его талант познанием сокровищ мирового искусства, там он познакомился с художниками Э. Шаином, Гарзу, поэтом А. Исаакяном. После возвращения на родину в 1936 году с первым караваном репатриантов из Марселя, Кочаром создано множество прекрасных работ. Работа над иллюстрациями к юбилейному изданию эпоса «Давид Сасунский», выполненная им по заказу И. Орбели в 1939 году, на двадцать лет связала его творчество с этим легендарным героем. Первая гипсовая модель памятника «Давид Сасунский» была сделана им за 18 дней и двадцать последующих лет прошли в поисках идеала. В 1959 году окончательный вариант памятника из кованой меди был открыт на привокзальной площади, с этого времени он — символ Еревана.
Живопись и графика Е. Кочара неординарны, требуют размышлений, также как и работы М. Шагала, С. Дали, Пикассо, он по праву может стоять в ряду этих философов в искусстве.
Последним живописным полотном мастера было «Ужасы войны» (1962) — экспозиция музея. Последней монументальной скульптурной работой — конная статуя Вардана Мамиконяна (1975, кованая медь), установленная на бульварном полукольце города.

наверх

--------------------------------------------------------------------------------

Музей русского искусства

(улица Таманяна, 5) Музей русского искусства находится по адресу ул. Таманяна, 5.
Работы русских художников конца XIX - начала XX столетий, представленные в экспозиции музея — были собраны и принадлежали Араму Яковлевичу Абрамяну, учёному, прекрасному врачу и страстному коллекционеру. Бескорыстный дар этого собрания Еревану обогатил его ценностями русской художественной культуры, особый смысл его ещё и в том, что период рубежа столетий — это время всемирного признания русского изобразительного искусства.
Многие из представленных здесь мастеров дали начало новым художественным школам и направлениям в живописи, другие остались навсегда самобытны.
Большое число работ принадлежит течениям русской изобразительной культуры, связанным с творческими товариществами «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет». Это работы А. Бенуа, Б. Кустодиева, П. Кончаловского, Е. Лансере, Н. Гончарова, К. Петрова-Водкина.
Обширно представлено поколение русских живописцев начала XX столетия — значительные работы Крымова и Куприна, Осмеркина, Лебедева, Фонвизина. Показаны также, полные лирической глубины, поздние работы Р. Фалька, контрастирующие с темпераментной живописной манерой А. Лентулова.
Несколько работ Валентина Серова и Михаила Врубеля украшают собрание. Особенно радуют работы Врубеля, полотна которого довольно редки в музеях нашей страны. Живописное полотно «Сафо», лист акварельной иллюстрации к поэме Лермонтова «Демон», этюд к «Испанской танцовщице» — жемчужины экспозиции.
В коллекции имеются и картины русских художников, живших в эмиграции — 3.Серебряковой, Г. Фёдорова, Б. Григорьева. Наконец, работы-размышления Н. Рериха, М. Нестерова о единстве всего сущего на» земле.
Живописную часть экспозиции дополняют графика и скульптура. Предметы декоративно-прикладного искусства — мебель, бронза, фарфор, стекло, хотя и относящиеся к более ранним периодам, создают прекрасный ансамбль.

 

наверх | далее

 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2004 - 2019 Armnet™. Все права защищены.
Добавить в избранное
Музыка
Видеотека
Развлечения
Интересно
Полезно
Реклама